Многие родители не видят ничего плохого в том, что дети проводят много времени у компьютера. Считая этот вид досуга интеллектуальным и полезным, они беспокоятся лишь о нарушении их осанки или зрения. Однако чрезмерное увлечение, например, компьютерными играми сказывается не только на физическом здоровье ребенка, но и на его психике
Компьютерная зависимость (от сети Интернет, компьютерных игр, игровых автоматов) не менее опасна, чем зависимость от алкоголя или наркотиков, так как губительна для неокрепшей психики детей разного возраста. По данным исследований, компьютерную и игровую зависимость испытывают свыше 15% российских подростков.
В чем же опасность такой зависимости? Любая зависимость – это болезнь. Все виды зависимости относятся к психическим и поведенческим расстройствам и включены в соответствующие рубрики Международной классификации болезней (МКБ-10). Другими словами, во всем мире зависимые люди признаны психически нездоровыми.
Суть проблемы заключается в неспособности людей, особенно детей, защитить свое психическое здоровье. А ведь установку на защиту от зависимости как раз и нужно рассматривать как заботу о психическом здоровье. Отсутствие данного вида защиты имеет разные причины. Физическую травму человек распознает сразу и выполняет адекватные происшедшему действия: идет к врачу и охотно выполняет все рекомендации, т. е. пытается поправить свое здоровье. При любом повреждении тела – ушибе, ожоге, переломе – возникает ответный комплекс физиологических и психологических феноменов. Ощущение боли при таком повреждении заставляет человека обратить внимание на повреждение и прекратить его. Пристрастие же к азартным или компьютерным играм, Интернету не вызывает боли, наоборот, появляются приятные ощущения.
При нанесении вреда психическому здоровью отсутствуют естественные рефлекторные и биологические защитные механизмы. Зная об этом, родители и педагоги должны более ответственно относиться к процессу воспитания подрастающего поколения, ведь именно они могут и должны повлиять на свободное времяпровождение детей.
Говоря о пристрастиях и зависимостях, мы можем столкнуться с термином "аддиктивное поведение".
Психологическая коррекция должна строиться на основании изучения мотивации аддиктивного поведения и способствующих ему факторов. Мотивацией в современной психологии принято называть побуждения, вызывающие данную деятельность и определяющие ее направленность:
- потребности и инстинкты;
- стремления и желания, т. е. эмоционально окрашенные субъективные переживания;
- установки.
Зависимое поведение – разновидность девиантного поведения, характеризующегося непреодолимой подчиненностью собственных интересов интересам другой личности или группы, чрезмерной и длительной фиксацией внимания на определенных видах деятельности или предметах, становящихся сверхценными, снижением или нарушением способности контролировать свою вовлеченность в какую-либо деятельность, а также невозможностью быть самостоятельным и свободным в выборе поведения. |
Принято отличать от мотивации мотивировку, т. е. объяснение ребенком причины своих действий